Даже если Вы не очень любите химию и случайно оказались на этой олимпиаде, Вы все равно не сможете крепко зажмурить глаза и разом отказаться от окружающих Вас химических соединений и атомов составляющих их элементов. В приведенном кроссворде по горизонтали зашифрованы названия простых веществ и химических элементов, а в одном из столбцов по вертикали – некое слово, имеющее непосредственное отношение ко всем этим элементам.

1. Разгадайте все названия и ключевое слово и объясните, как оно связано со всеми элементами.

2. Для каждого из этих элементов среди уравнений реакций а) – и) найдите одно подходящее.

  1. Из этого простого вещества сделано большинство электрических проводов, делающих Вашу жизнь ярче и светлее.
  2. А соединения этого элемента «отвечают» за то, чтобы Ваша жизнь была еще и теплее!
  3. С оксидом этого элемента Вы часто играли еще в глубоком детстве. А если сегодня после олимпиады отправитесь на пляж, обязательно застанете там его неисчерпаемые запасы. “Do not eat!”.
  4. Что характерно, на том же пляже Вы обнаружите не меньшие запасы оксида и этого элемента. А без этого оксида жизни нет никакой вообще!
  5. Запах оксида этого элемента Вы ощущаете всякий раз, когда зажигаете обыкновенную спичку.
  6. Это простое вещество необходимо нам просто как воздух! А точнее, воздух без него нам и вовсе не нужен.
  7. Порывшись в карманах или сумочке, Вы почти наверняка обнаружите изделия из этого металла целиком, или содержащие его в составе сплава.
  8. А вот изделия из этого металла по карману уже не каждому! Правда, на большей части девушек что-нибудь эдакое все же и найдется.
  9. Иногда кажется, что этого металла лучше бы и не было вовсе. Ядовитая типографская краска, присадка к бензинам, уродующая экологию, пули и снаряды – вот неполный перечень его «заслуг» перед человечеством. Но ведь есть еще автомобильные аккумуляторы, оплетки силовых кабелей, тяжелые и легкоплавкие сплавы, защита от рентгеновского изучения и т.д.

а) XO2 + 4HF → XF4 + 2H2O;
б) H2X2 + Mn(OH)2 → 2H2X + MnO2;
в) 2H2X + 3O2 → 2XO2 + 2H2O;
г) 2X + O2(недостаток) → 2ХO;
д) 2XNO32X + 2NO2↑ + O2↑;
е) XO2 + 4HCl → XCl2 + Cl2↑ + 2H2O;
ж) 4X(NO3)22X2O3 + 8NO2↑ + O2↑;
з) XCl2 + 4NH3 → [X(NH3)4]Cl2;
и) 2X2O + Ba → Ba(OX)2 + X2↑.
Решение задачи

На схеме приведены превращения элемента Х.

  1. Определите Х и напишите уравнения всех реакций, изображенных на схеме
  2. Как обычно получают Х2 в лаборатории и в промышленности (приведите по 2 способа)?
  3. По какому механизму протекает реакция взаимодействия Х2 и Cl2? Назовите его основные стадии и напишите их.
Решение задачи

В Вашем распоряжении имеется два раствора. Раствор I является смесью серной кислоты и воды, причем количество атомов водорода в нем равно количеству атомов кислорода. В растворе II, приготовленном растворением в воде оксида натрия, количество атомов водорода в 1,8 раза превышает количество атомов кислорода.

  1. Рассчитайте концентрации (масс. %) компонентов, входящих в состав растворов I и II.
  2. Определите качественный и количественный (масс. %) состав раствора III, полученного сливанием 100 г раствора I и 100 г раствора II.
  3. Если растворы I и II разбавить в 4-5 раз, будут ли они реагировать со следующими веществами: Pb(NO3)2, NaHCO3, ZnS, BaCl2, CuCl2? Если реакция идет — напишите уравнение, если нет — обязательно отметьте, что не идет.
Решение задачи

Какие два реагента вступили в реакцию, если в результате получились только следующие вещества (приведены все продукты реакций без стехиометрических коэффициентов):

а) → MnCl2;

б) → MnCl2 + H2O;

в) → MnCl2 + Cl2↑ + H2O;

г) → MnCl2 + KCl + Cl2↑ + H2O;

д) → MnCl2 + H2↑;

е) → MnCl2 + H2O + CO2↑;

ж) → MnCl2 + SrSO4↓;

з) → MnCl2 + S2Cl2↑;

и) → MnCl2 + Mn(H2PO4)2;

к) → MnCl2 + KClO4↓.

Напишите уравнения реакций и назовите по правилам химической номенклатуры все соединения, содержащие марганец.

Решение задачи